buttons
Звучащая святая красота
 Незабываемая белгородская премьера редких сочинений Бетховена и Листа.
 
«В Москве так не играют!» 
Кирилл Родин об уникальной трактовке Тройного концерта Бетховена 
 
13 ноября 2020 года в Белгородской государственной филармонии при поддержке Фонда Д. Ойстраха произошло неординарное музыкальное событие – белгородская премьера шедевров мировой музыки Л. Бетховена и Ф. Листа в концерте симфонического оркестра с участием московских музыкантов в рамках абонемента «Музыка, устремлённая в будущее».
Открылся концерт уникальным сочинением Бетховена – Тройным концертом для скрипки, виолончели, фортепиано и симфонического оркестра. Исполнение этого концерта в наши дни уже само по себе довольно редкое явление в мире музыки, тем более важно отметить белгородскую премьеру в блистательном исполнении произведения известными солистами из Москвы и симфоническим оркестром под управлением главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина.
Тройной концерт Бетховена – одно из самых светлых, радостных, праздничных сочинений, созданных в пик цветения гения немецкого композитора, хотя и написано в ту пору, когда Бетховен уже осознал трагедию глухоты. Этот концерт представляет собой невероятный поток гениальной музыки, когда воображаемый звуковой мир заменяет его творцу уходящий от него мир реальных звучаний.
image
Карл Шлёссер —  «Бетховен за работой»
 
По воспоминаниям одного из первых биографов великого композитора Антона Шиндлера – австрийского скрипача и дирижёра, Тройной концерт был написан Бетховеном в 1803 году для его четырнадцатилетнего ученика эрцгерцога Рудольфа Габсбурга, члена императорской фамилии, будущего епископа и кардинала. Премьера состоялась в 1808 году на летних концертах в венском императорском парке увеселений Аугартен.
Появление Тройного концерта на академической сцене, а также его исполнительский состав, нетипичный для бетховенского времени, всегда привлекали внимание мировой музыкальной общественности. Причина состоит в том, что очень сложно найти и объединить в ансамбле трёх виртуозных солистов, существующих в одной эстетике между собой, дирижёром и оркестром. Белгородские слушатели стали свидетелями этого удивительного единения: вдохновенного музицирования московских и белгородских исполнителей, неподдельной заинтересованности столичных музыкантов в воплощении новых интересных художественных идей, предложенных им в оригинальной дирижёрской трактовке сочинения.
Тройной концерт Бетховена – вызов для любого дирижера. Благодаря высочайшему мастерству Рашита Нигаматуллина, достигнут идеальный баланс солистов и оркестра, сложнейшие ансамблевые переплетения исполнены с блеском, изяществом и чувственным очарованием. Аккомпанемент оркестра был предельно деликатным, а виртуозность исполнения подчинена высоким эстетическим задачам симфонической концепции произведения.
Можно с полным правом назвать исполнение Тройного концерта на сцене большого зала Белгородской государственной филармонии значительным музыкальным событием всероссийского масштаба. Эта великолепная интерпретация бетховенского шедевра воплощена прекрасными музыкантами – яркими представителями русской исполнительской школы ХХ века – заслуженными артистами России Андреем Диевым (фортепиано), солистом Московской государственной академической филармонии Кириллом Родиным (виолончель), лауреатом международного конкурса им. Д. Ойстраха Дмитрием Хахамовым (скрипка) во главе с маэстро и симфоническим оркестром филармонии.
симфо2
диев хахамов родин
Заслуженный артист России, солист Московской государственной академической филармонии Кирилл Родин высоко оценил профессионализм оркестра и уникальную трактовку Рашита Нигаматуллина. Виолончелист оставил  запись в памятной книге отзывов: «Большое спасибо симфоническому оркестру, маэстро Рашиту Нигаматуллину, всему коллективу Белгородской филармонии за прекрасную возможность в эти непростые времена выступать на сцене, наслаждаться и дарить публике великую музыку Бетховена. Я надеюсь, этот вечер подарил нам ощущение надежды и оптимизма, веру в скорейшее возвращение к привычному сумасшедшему ритму жизни».
Лауреат международных конкурсов Дмитрий Хахамов  поделился: «Чрезвычайно приятные впечатления остались от работы с оркестром Белгородской филармонии и дирижером, заслуженным деятелем искусств России Рашитом Нигаматуллином. Колоссальный эмоциональный порыв и трепетное отношение к музыкальному характеру Рашита было неожиданным сюрпризом. Заряд энергии передавался и оркестру, и нам, солистам. Еще раз спасибо за теплый прием и до встречи в следующий раз!».
Включение в концертную программу сочинений Ференца Листа и Людвига ван Бетховена не было случайным. Лист благоговел перед гением великого немецкого композитора. На одном из выступлений Листа перед венской публикой Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал талантливого юношу. Эту встречу со своим кумиром Лист помнил всю свою жизнь. Блестящий венгерский пианист-виртуоз и композитор сделал переложения для фортепиано в 4 руки всех девяти симфоний Бетховена, осуществил собственную редакцию 32 сонат композитора. По инициативе Листа в 1845 году были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внёс недостающую сумму для установки памятника гениальному композитору. В национальной галерее Берлина хранится редкая картина австрийского художника Йозефа Франца Данхаузера «Ференц Лист у рояля». На ней изображён Лист в окружении Жорж Санд, Александра Дюма, Виктора Гюго, Джоаккино Россини и Николо Паганини. На рояле стоит бюст Бетховена, на пюпитре – клавир Marcia funebre – Sulla morte d’un Eroe великого немецкого классика.
image (1)
Йозеф Франц Данхаузер —  «Ференц Лист у рояля»
В исполнении симфонического оркестра прозвучали «Два эпизода из “Фауста” Ленау» Ференца Листа: «Ночное шествие» и «Танец в деревенском кабачке (Мефисто-вальс)», посвящённых ученику и другу Листа, знаменитому пианисту Карлу Таузигу. Композитор считал обе пьесы связанными между собой и желал, «чтобы два “Фауст-эпизода” исполнялись вместе». Премьера состоялась 8 марта 1861 года в Веймаре под управлением Листа. Однако последующая концертная практика не оправдала надежд композитора: первый номер звучит крайне нечасто, тогда как «Мефисто-вальс» приобрел широчайшую популярность и в оркестровой, и в двух авторских фортепианных версиях.
Исполнение двух «Фауст-эпизодов» в одном концерте, предложенных главным дирижёром Рашитом Нигаматуллиным – явление чрезвычайно редкое. Белгородские слушатели впервые познакомились с музыкой Листа, вдохновлённой более скромным в отличие от гётевской поэмы «Фауст» поэтическим произведением австрийского романтика Николауса Ленау.
CpvbqajOCsI
Поэтические строки поэмы, претворенные в музыкальных символах Листа, образы главных героев повествования как будто оживали в звучании оркестра то прекрасными живописными картинами, то драматическими сценами, то призрачными видениями еле осязаемых эфемерных, нереальных образов, таинственно ускользающих и растворяющихся в тонком звуковом пространстве гениальной музыки Листа.
Музыка вела своё неторопливое, порой взволнованное повествование, увлекая слушателей в фантастический, ирреальный мир средневековых легенд о Фаусте и Мефистофеле, о мучительной борьбе человеческой души, устремлённой от мрачного душевного разлада к сиянию святости.
Эта концертная программа – настоящий музыкальный подарок меломанам, любителям классической музыки! Огромная благодарность от  слушателей превосходным исполнителям – дирижёру, солистам и оркестру за явленное чудо!
Елена Латыш-Бирюкова
 




Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2016        Яндекс.Метрика        Консоль