buttons
Абонемент №3 «Музыка, устремлённая в будущее» 2020-2021

Симфонический оркестр
Главный дирижёр – заслуженный деятель искусств РФ Рашит Нигаматуллин

дирижёр — лауреат международного конкурса Дмитрий Филатов

Академический хор

главный дирижёр — Елена Алексеева

Солисты: заслуженные артисты РФ  Андрей Диев (фортепиано), Дмитрий Хахамов (скрипка), лауреат международных конкурсов  Кирилл Родин (виолончель), Леонид Друтин (саксофон), Андрей Коробейников (фортепиано), Галина Зольникова (сопрано), Оксана Никитина (меццо-сопрано)

1 октября (четверг) — Открытие 54-го концертного сезона

Программа открытия сезона представит вам сочинения позднего Рахманинова, созданные в зарубежный период его творчества 1930-1940-х годов. Их репутация порой сопровождается некой загадочностью, почтительным недоверием, словно за ними стоит «не вполне Рахманинов». Такое место позднего стиля Рахманинова можно сравнить с ролью позднего стиля Бетховена в эволюции музыки XIX века. Уехав из России, по прошествии многих лет молчания, Рахманинов стал писать совершенно иначе, его поздние произведения часто несут в себе особое символическое значение. Музыкальный «текст» поздних циклов Рахманинова предполагает наличие в них скрытой программы. Оба произведения приобрели репутацию некоего музыкального иносказания, тайного шифра, повествующего языком музыки о добре и зле, жизни и смерти, Боге и дьяволе. Об этом говорят многочисленные музыкальные «знаки» и цитаты, игнорировать которые не сможет ни один мало-мальски осведомленный слушатель. Например, двенадцать ударов колокола – намек на полночь, средневековая латинская мелодия Dies irae («День гнева») – знак смерти, знаменное песнопение «Благословен еси Господи» – победа Христа над смертью и др. Вспоминаются слова Ф.Достевского: «Тут дьявол с Богом борются, и поле битвы – сердца людей».
В этой музыке нет ни тени расслабленности, уныния, ужаса. Она сурова, собрана, и горит вдохновенной отвагой, источник которой есть вера. В программе примет участие пианистка, заслуженная артистка РФ Екатерина Мечетина.

13 ноября (пятница)

Программу этого концерта можно причислить к типу «программ – редкостей», поскольку прозвучит Тройной концерт Л.Бетховена и малоизвестное сочинение Ф.Листа. Тройной концерт – концерт для трёх солирующих инструментов и оркестра. Такой жанр был очень популярен в эпоху барокко, а в позднейшей истории подобная форма стала большой редкостью. Тройной концерт Бетховена самое известное произведение в жанре концерта. Бетховен писал его для своего очень высокопоставленного ученика по фортепиано, эрцгерцога австрийского Рудольфа, члена императорской фамилии. Дабы не провоцировать благородного юношу (Рудольфу было всего 15 лет) на фальшивые ноты, Бетховен избавил его партию от чрезмерных технических сложностей. Ответственность за блеск была переложена на скрипку и виолончель. Особенно на виолончель, партия которой едва ли не важнейшая в этом ансамбле – во всех трех частях концерта именно виолончелист вступает первым, ему доверены изложения основных тем, тогда как скрипка и рояль лишь скромно присоединяются к коллеге. Тройной концерт – одно из самых светлых, радостных и праздничных сочинений композитора, он и в наше время исполняется крайне редко. Потому услышать эту «редкость в квадрате» обязательно стоит!
Образы Фауста и Мефистофеля волновали Ф.Листа на протяжении всей его творческой жизни. После глобального «Фауста» Гете, он обратился к более скромному «Фаусту» австрийского романтика Николауса Ленау. Из 24 стихотворных эпизодов Ленау Лист отобразил в своей поэме два: «Ночное шествие» и «Танец в деревенском кабачке». В повествовательной первой части мрачному душевному состоянию Фауста противостоит безмятежная весенняя природа и католическое песнопение. Вторая рисует реальную бытовую пляску – игру деревенских музыкантов, и дъявольский танец, дикий чардаш, полный огня и необузданной страсти. Эта музыка впоследствии приобрела широчайшую популярность в листовской транскрипции для фортепиано под названием «Мефисто – вальс №1».

19 февраля (пятница)

Весь симфонический вечер 19 февраля будет отдан симфонии Г.Малера. В ней Малер буквально идет на рекорд музыкальной гигантомании! Она грандиозна и по составу (к оркестру добавлен хор и солисты), в ней 5 частей, по протяженности (звучит почти 90 минут), и по философской идее. Симфония называется Die Auferstehung (Воскрешение, или Воскресение). Название это восходит к духовной песне Фридриха Готлиба Клопштока «Ты воскреснешь» (ее текст звучит в финале симфонии). Первую часть композитор сперва предполагал опубликовать под заглавием «Тризна» как самостоятельную симфоническую поэму: «В ней я хороню героя моей Первой симфонии…В то же время эта часть – великий вопрос: зачем ты жил? почему ты страдал? неужели все это – только огромная страшная шутка?.. Ответ я даю в последней части». С грандиозной героико-трагедийной первой частью контрастирует неторопливый, изящный, по-бюргерски уютный лендлер. Его сменяет причудливое скерцо, в основе которого песня «Проповедь Антония Падуанского рыбам» из сборника старинных немецких песен «Волшебный рог мальчика». Песня эта –– по словам композитора, «полна горького юмора». Она живописует всю тщету высокой гуманной проповеди в мире, поглощенном «суетой сует», вовлеченном в непрерывное и бесцельное кружение. И вот наступает момент духовного прозрения, когда Малер впервые в своем симфоническом творчестве призывает слово. Композитор вводит в четвертой части симфонии песню «Первозданный свет» на слова из «Волшебного рога мальчика». Это лаконичное интермеццо – словно «остановка в пустыне», в пустыне одиночества, в земной юдоли, в поисках смысла жизни. Именно здесь за порогом земных страданий открывается путь к жизни вечной. Финал – центральная часть симфонии, к нему протянуты тематические нити из предыдущих ее частей. Циклопическая форма финала устремляется к заключительному хоровому разделу. Таинственный, едва слышный хорал a cappella на стихи Клопштока («Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты, мой прах, после сна недолгого») подводит к сияющей вершине. «Умру, чтобы жить!» – эти завершающие симфонию слова принадлежат самому композитору, дополнившему текст поэта несколькими строфами. Звучит гимн творческому бессмертию, гимн вечной жизни.

26 марта (пятница)

Программа 26 марта представит вам музыкальные зарисовки зарубежных композиторов XX века. И это будут зарисовки разных национальных колоритов, городов, исторических и географических достопримечательностей. Каждая из них имеет свое дыхание, ритм, свою мелодику. Небольшая симфоническая поэма «Финляндия» оставит впечатление величавой эпико-героической фрески. Многие ее темы можно принять за подлинные народные. Однако здесь нет ни одной фольклорной цитаты. «Триптих Боттичелли», созданный под впечатлением картин одного из величайших художников итальянского Возрождения, удивит изысканной колористической оркестровой звукописью. Концерт для саксофона с оркестром «Четыре картины из жизни Нью-Йорка» – это четыре образа самого известного мегаполиса в мире: восход солнца на фоне небоскребов, аргентинское танго, джазовая баллада, и захватывающая ночная жизнь Бродвея. Балет «Весна в Аппалачах» считается шедевром американского балетного театра. Он принес автору Пулитцеровскую премию. Это образец легко и приятно воспринимаемой симфонической композиции.

2 апреля (пятница)

Концерт С.Прокофьева, несомненно, станет смысловым и эмоциональным центром заключительного концерта абонемента. Прокофьев создал 5 концертов для ф-но с оркестром и последний, Пятый, датируется 1932 годом, в пору проживания композитора за границей. В нем пять частей, вместо обычных трех, но каждая из них относительно мала, потому общее звучание занимает около 25 минут. Калейдоскопическая смена настроений придает концерту черты сюиты. Прокофьев считал произведение «недостаточно концертным» и, по этой причине хотел назвать своё сочинение «Музыкой для фортепиано с оркестром». Но, готовясь к премьере концерта, он, по словам жены Лины Прокофьевой «засел за зубрежку его фортепианной партии, все время жалуясь на ее «трудноватость». Учитывая, что Прокофьев был великолепным пианистом, эпитет «трудноватая» в его устах звучит особенно красноречиво. В этой музыке есть все: размашистость и энергия с оттенком дерзости, ударность и динамизм, столь характерные для фортепианного стиля композитора (1,3 часть), гротеск и «музыкальная клоунада» (2 часть), лирический центр – четвертая часть, самая продолжительная в цикле. Несмотря на «сюитоподобность», концерт оставляет очень цельное и спаянное впечатление, как любимая подпись композитора из 5 букв, лишенная гласных – Пркфв.
Среди живописных симфонических поэм А.Лядова – Баба Яга, Волшебное озеро и Кикимора, особняком стоит фантазия (или симфоническая картина) «Из Апокалипсиса» (1913). Ее программа заимствована из «Откровений Иоанна Богослова», но несмотря на такую серьезность, музыка остается совершенно лядовской: красочной, зрелищной, со сказочном оттенком. Правда эта сказочность исполнена суровой мистики в духе русских народных духовных стихов, вплоть до цитирования торжественно-таинственного, величавого напева церковного склада.
Миниатюрная симфоническая поэма (5 минут звучания!) А.Скрябина «Мечты» – первое из сочинений композитора для симфонического оркестра. Сочинение 1898 года. Изначально композитор назвал свою первую симфоническую пьесу «Прелюдия». В звучании оркестра воплощена призрачная, струящаяся музыка, весьма изысканная и воздушная, достигающая яркой кульминации, но затем уходящая в тишину. Мечты несбыточны, а робкие надежды тщетны? ….
Экзотическую красочность и образы далекого прошлого соединит в себе симфоническая сюита А. Глазунова «Из средних веков» (1902). Интерес Глазунова к рыцарским сюжетам проявился еще в балете «Раймонда» (1897). В сюите четыре части, последовательность которых до некоторой степени приближается к структуре симфонического цикла. I часть «Прелюдия» – изображает море и влюбленную чету в старинном замке, II часть «Скерцо» – уличная сценка: жонглер показывает представление на сюжет «пляски смерти», III часть «Песнь трубадура» – трубадур поет песню перед замком, IV часть «Крестоносцы»» – рыцари, сопровождаемые благословениями монахов, отправляются в поход.





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2016        Яндекс.Метрика        Консоль