buttons
Пять этажей искусства

Многие станут утверждать, что филармония – это Храм искусства, в котором непозволительно устраивать эксперименты, но опыт Белгорода опровергает устоявшуюся тенденцию. Международный молодёжный фестиваль «Этажи-2017» показывает безграничный спектр красочного разнообразия видов искусств: современная хореография, музыка, изобразительное искусство, поэзия, – и не только эти жанры, –  представлены на фестивале. Во многом фестиваль похож на феерию множества мимолётностей, которые дают жизни белгородцев новый интереснейший опыт. Бушующая энергия молодёжи невольно вовлекает, может быть, отчасти, консервативную публику филармонии в орбиту современности. К счастью, каждый зритель, или, скорее, участник любого мероприятия, будь то перформанс, выставка, кинопоказ, концерт, поэтический вечер, может найти именно то, к чему больше привязаны его вкусы или же насладиться всем и сразу.

ЭТАЖИ ОРНИ 3

Контекстуальность фестивальных дней показывает то, насколько верен был изначальный тезис автора и организатора фестиваля Юлии Шапошниковой. Её деятельность в качестве режиссера и сценариста различных мероприятий чрезвычайно обширна, а список достижений внушает большое уважение.

В 2016 году на Всероссийском молодежном форуме «Таврида» Юлия представила молодежный проект «Этажи», который стал обладателем гранта. Первый проект был успешно реализован в сентябре 2016 года. На межрегиональном фестивале событий «Event-прорыв 2016» проект был признан лучшим событием в области культуры и искусства и удостоен «Гран-при». Юлия говорит: «Мы стараемся всегда удивлять наших гостей. Прежде всего – это площадка для творческих экспериментов артистов, они знакомятся здесь, возникают новые проекты. Но обращён фестиваль, конечно, к жителям города, области, и его гостям».

На каждом этаже  здания Белгородской филармонии находились специализированные арт-площадки, и их было немало – для перформансов, концертов, лекций, творческих мастер-классов, поэтических вечеров. А так же были выставки художников Анастасии Мазур-Скробовой и Натальи Савельевой. Состоялось открытие световой инсталляции «Дихроик», где было показано отражение света не в привычном понимании, а в представлении художников на холстах при помощи визуальных технологий. Работы представляли собой последовательно-контекстуальные образы меняющихся преломлений света.

Не менее важным событием стал показ короткометражных фильмов русских и французских режиссёров. Были представлены фильмы-победители фестиваля открытых и дебютных фильмов «Святая Анна». В этом году фестиваль «Этажи» приобрёл новый уровень – международный. Два молодых режиссёра из французского города Бордо посетили Белгород и поделились со зрителями своим видением современного короткометражного кино, которое становится в мире все более популярным. Соотношение нарративного,  визуального и звукового постоянно менялось в кинокартинах, что-то могло доминировать, или всё было в гармонии, однако, это представляет новейшие тенденции киноиндустрии, где на первый план выходит авторский подход. Были показаны документальные и художественные фильмы, снятые во Франции в 2016-2017 гг.

Группой молодых поэтов были представлены актуальные практики поэтического письма. Разобраться в особенностях этих практик сможет каждый слушатель. Разобраться – и испытать подлинное эстетическое наслаждение. Молодые авторы, конечно, не существуют в безвоздушном пространстве. Их поэзия организована в безукоризненной форме – силлабо-тонической, а то и тонической системе стихосложения. Складывается впечатление, что молодое поэтическое поколение пересматривает замечательные традиции своих предшественников. И невозможно не вспомнить современника А.С. Пушкина, поэта графа Д. И. Хвостова:

Я муз люблю на лире величать;

Люблю писать стихи и

отдавать в печать!

За хореографическое отделение фестиваля отвечал танцовщик, победитель шоу «Танцуй» на первом канале, постановщик шоу «Танцы на ТНТ» Александр Могилёв. Он представил моноспектакль «Авторская Исповедь. Гоголь» сопровождающийся видеорядом, на котором отображались слайды с изображением силуэта классика русской литературы, его пера, визуально-пространственными проекциями.

Музыкальная часть фестиваля была очень многообразна. Группа PLAN B совместно с хип-хоп объединением «4/4» представили шоу «Jazz-бит». Нередко история популярной культуры, в частности хип-хопа, воспринимается с определенными клише, где основателями принято считать мигрантов, пролетариев или меньшинства. Легенда, как ей и положено, рождается из катастрофы. Музыка перестаёт служить исключительно музыке, скорее, приобретает характер социального движения, и субкультура имеет молодёжный, протестный склад, что не скажешь о программе, которую подготовили молодые участники фестиваля, в их интерпретации всё было красочно и иллюстративно.

В jazz-подвале прошёл концерт проекта Classic Underground, в котором была использована проекция с демонстрацией произведений Модильяни, Дали, Пикассо, Йерка. Такой приём можно часто встретить на концертах, когда погружение в музыку подкрепляется визуальной составляющей. Звучали произведения И. Стравинского, А. Онеггера, П. Хиндемита.

Симфонический оркестр филармонии представил концертную программу «Симфо-рок», где исполнялись хиты AC/DC, Metallica, Aerosmith, Scorpions, Элтона Джона, Led Zeppelin, Queen, Deep Purple, Кино. Это достаточно популярный опыт многих фестивальных и академических оркестров мира, но отдельная симфоническая  программа, состоящая из рок-хитов, звучала впервые. Автором аранжировок стал дирижёр Дмитрий Филатов.

На последнем, пятом этаже, где из огромных окон можно увидеть панораму города, организаторы разместили Арт-веранду, где в совсем «нефилармоническое время» выступила группа Shoo. Музыканты называют свой стиль как «Абсолютный соул», известно, что соул возник в 50-е годы ХХ столетия на основе ритм-энд-блюза. Жанр, который можно охарактеризовать как синтез духовных песнопений госпел и спиричуэлс, окрашенный джазовой импровизацией.

Финальным аккордом фестиваля стал концерт под названием FOLK-FUTURE. В его программе прозвучали сочинения  Дмитрия Калинина (Москва) и Артема Нижника (Белгород). Солировал белгородский балалаечник Никита Бобрышев, выступили хип-хоп объединения HIP HOP СОЮЗ (Москва) и «4/4» (Белгород), Дедуля П (Москва), Иван Белыш (Белгород) и петербургские поэты.

Кроме того, возник некий симбиоз ансамбля русских народных инструментов Белгородской филармонии под руководством заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова и небезызвестного российского рэп-исполнителя Ивана Алексеева (Noize MC). По словам Е. Алешникова, «оркестр приобрёл новый опыт, а любые творческие эксперименты идут на пользу. Мы стараемся максимально использовать потенциал наших артистов». В свою очередь, Иван Алексеев надеется, что этот эксперимент будет иметь продолжение, и кто знает, может, совсем скоро его услышит публика всей страны.

Пёстрые фестивальные дни оставляют немного смешанное состояние, ведь так сложно уловить каждый момент и закрепить его в сознании. Бесспорно, старые, академические культурные традиции должны быть в филармониях, но опыт Белгорода показал, что поиск самовыражения и бесстрашные эксперименты также необходимы. Будущее фестиваля, конечно, зависит от его основателя, стратега и главного идеолога. Юлия Шапошникова поделилась мыслями о будущем её детища: « В этом году мы начали делать новые площадки. В третий день фестиваля у нас появился мастер-класс по арт-психологии. Такие направления, безусловно, будут появляться. Мы экспериментируем и будем продолжать в том же духе».

События фестивальных дней были настолько сконцентрированными, что практически не давали возможности передохнуть/переварить впечатления. Многие мероприятия погружали в мультикультурную среду. Самое удивительное и прекрасное, что организатор фестиваля не стала делать его сверх тематическим и ограниченным какими-то рамками. Открытый дискурс автора фестиваля привел множество гостей, для которых сложно было найти свободное место в зрительном зале.

Юлия Шапошникова говорит: «Часто мы ограничиваем себя какими-то направлениями, и не пробуем что-то новое. Мы развиваем проект, который, в первую очередь, объединяет творческую молодёжь, которая даёт старт новым идеям. У проекта много задач. Мы нередко слышим о том, что молодежь не посещает учреждений культуры, словно «боится» их. Слоган нашего фестиваля звучит так: «Это Твоя Атмосфера Живи Искусством!» Это прекрасно, искусства не надо бояться. У многих художников, которые приняли участие в фестивале, не было другой возможности показать свои работы, несмотря на то, что они очень талантливы. Мы хотим рождать новые имена. Мы видим, как вне фестиваля молодые люди продолжают общаться, что-то создавать. Я думаю, что мы движемся в правильном направлении, разрушая стереотипы».

Антон Иванов

«Музыкальный Клондайк»





Поделитесь событием с друзьями:

   © 2011–2016        Яндекс.Метрика        Консоль